Новые поправки к 132-ФЗ

Уважаемые сотрудники Комитета по туризму Псковской области! Я, Афанасьев Денис Сергеевич, обращаюсь к Вам в связи с тем, что группой депутатов Государственной Думы РФ внесён законопроект № 837132-7 «О внесении изменений в статьи 1, 5 и 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристкой индустрии)». У меня, как у директора юридического лица, на законных основаниях осуществляющего в настоящий момент деятельность по предоставлению на основании договоров аренды жилых помещений в пользование гражданам РФ и иностранных государств, возникло понимание, что в случае придания указанному законопроекту статуса закона, моя деятельность станет нелегальной – я более не смогу ни как представитель юридического лица, ни как индивидуальный предприниматель, ни как физическое лицо легально сдавать принадлежащее мне имущество по договорам найма и аренды на срок менее полугода. Не смотря, на то, что подобное право предоставлено мне Гражданским Кодексом РФ и Конституцией РФ. Ограничения вводятся следующим образом: на данный момент жилое помещение (согласно п. 1, ст. 17 ЖК РФ) предназначено только для «проживания» граждан; понятие «средств размещения» (в рамках закона №132-ФЗ) также определяется с использованием слов «проживание». «Средства размещения» сейчас могут быть расположены в жилом фонде. Как следствие – я в праве использовать жилое помещение как «средство размещения». Предлагаемые правки заменяют в отдельных статьях 132 ФЗ слово «проживание» термином «пребывание», определение которого отсутствует в законодательстве, а также ограничивают место нахождения «средств размещения» только нежилым фондом. Как следствие, практически любое лицо, покидающее постоянное место жительства и определяемое туристским законодательством в качестве «туриста», будет «пребывать» в «средстве размещения». В виду того, что «средством размещения» будет признаваться только нежилое помещение и в виду того, что и сейчас жилые помещения предназначены только для «проживания», но не «пребывания» граждан, сдача в наём/аренду такому лице жилого помещения на короткий срок (за пределами 6 месяцев подобный гражданин не рассматривается как «турист») будет незаконной. Налицо явная конкуренция правовых норм между положениями Глав 34 и 35 Гражданского кодекса, позволяющими мне сдавать жилое помещение в аренду или наём на любой срок, с одной стороны; и, с другой стороны, рассматриваемыми положениями указанного законопроекта, которые в купе вступившими в силу 1 октября 2019 года поправками к 17 статье Жилищного Кодекса, запрещают мне делать это. Я обращаю Ваше внимание на тот факт, что наша текущая деятельность, как и деятельность десятков тысяч юридических лиц, ИП, самозанятых по всей России, занятых в этой сфере, ведётся в полном соответствии с действующим законодательством – мы работаем официально, мы платим налоги, мы регистрируем людей, в пользование которым переданы помещения. Мы обеспечиваем приезжающих в наш регион возможностью находиться здесь в хороших условиях. С 1 октября 2019 года мы не имеем права оказывать гостиничные услуги и не оказываем их, однако все наши арендаторы имею возможность находиться в Пскове в максимально удобных и комфортных квартирах – и это наш вклад в развитие внутреннего туризма в России, в развитие привлекательности Псковской области для лиц, посещающих Псковскую область как из других регионов России, так и из других стран. В свою очередь, это полностью коррелирует с принятой Правительством 20 сентября 2019 года «Стратегией развития туризма в РФ на период до 2035 г.», которая, в частности, предполагает наличие «индивидуальных средств размещения», к которым относятся и жилые квартиры, сдаваемые в аренду/наём. Мы даём гостям региона возможность выбрать проживание в хорошо оснащённом помещении по цене, которая является для него приемлемой. В случае принятия законопроекта, гость региона будет вынужден выбирать из других вариантов: хорошая гостиница с высокой звездностью (что зачастую существенно дороже) или хостел/гостиница низкой звездности по той же цене, что и наёмная квартира (что будет существенно хуже с точки зрения условий проживания). После принятия законопроекта мы, как и вся отрасль, связанная с предоставлением жилых помещений в краткосрочную аренду/наём, не сможем продолжать работу. Это приведет к тому, что целый сегмент средств размещения, ставший за последнее десятилетие очень объемным, уйдёт с рынка, а также к повышению цен на размещение в оставшихся средствах размещения. Каждый регион потеряет десятки процентов мест, которые могут использоваться для приёма гостей региона. Это неминуемо вызовет падение как внутреннего, так и внешнего туристического потока. При этом в целом ряде регионов России вместимость средств размещения, которые смогут легально работать после принятия данного закона, существенно ниже спроса на услуги данных средств размещения. Особенно остро это видно на примере Крыма и других южных регионов, где уже традиционно большая доля туристов в туристический сезон размещается в жилых помещениях частных наймодателей. Подобная ситуация характерна и для северных регионов западнее Урала, где большое количество командируемых на производства работников просто не сможет быть размещено в имеющемся количестве средств размещения. И это только часть примеров. Прошу также отметить социальный аспект – среди нас очень много людей, которые в своё время инвестировали деньги в приобретение жилья и сейчас могут на этом зарабатывать. Принятие указанного законопроекта приведет к тому, что все эти люди лишатся дохода, который для многих из них является единственным, что в сложной экономической ситуации для многих будет критично, тем более, что многие сдаваемые квартиры брались в кредит. Особо отмечу, что многие из нас имеют наемных работников, среди которых в нашей отрасли, в силу физически легкого характера труда, очень велик процент пенсионеров и людей предпенсионного возраста, которым в текущей обстановке очень сложно найти работу, особенно в бедных регионах страны. Мы видим в своём деле совпадение интересов всех сторон – мы вносим вклад в развитие туризма в регионах и в стране в целом, мы принимаем и создаем хорошее впечатление о регионе и стране в глазах внутренних и внешних туристов, предоставляя им возможность проживать в комфортных условиях, мы платим налоги и берём на себя социальную ответственность за сотрудников, которым в силу возраста сложно устроиться на работу. Слушая комментарии законодателей, читая пояснения и трактовки к рассматриваемому законопроекту, я понимаю публичную позицию инициаторов относительно того, зачем внесён данный законопроект. Инициаторы говорят о том, что наша деятельность создает неудобства для жильцов-соседей, проживающих рядом со сдаваемыми в краткосрочную аренду/наём квартирами. Говорят о том, что многие в нашей сфере работают без оформления, не платят налоги, не регистрируют граждан по месту пребывания. Но я, как представитель отрасли, работающий через зарегистрированное юридическое лицо, регулярно выплачивающее налоги, полностью осуществляющее обязательства по регистрации граждан, не имеющее за 3,5 года работы ни одного нарекания от контролирующих органов или соседей (при том, что за это время в наших средствах размещения пребывало несколько тысяч гостей региона), уверен, что абсолютно неразумно бороться с указанными проблемами путём полного запрета деятельности всей отрасли. Нас – тех, кто работает в полном соответствии с законодательством – большинство. Мы знаем, что и сейчас Жилищный, Гражданский и Административный кодексы содержат инструменты, которые способны в полном объеме решить указанные инициаторами проблемы. Мы согласны с тем, что определённая коррекция законодательства может и должна вноситься на рассмотрение с целью регулирования неурегулированных аспектов. Но мы против полного запрета, так как он губителен для нашей отрасли, он негативно скажется на всех сторонах туристической деятельности, он ударит по нашим гражданским правам, он ударит по бизнесу в России в целом. Прошу Вас дать негативный отзыв на рассматриваемый законопроект, приняв во внимание указанные факторы. С Уважением, Афанасьев Денис Сергеевич.

Отвечает Комитет по туризму Псковской области

В соответствии с Вашим обращением  сообщаю, что Администрация Псковской области не поддерживает законопроект  № 837132-7  «О внесении изменений в статьи 1,5 и 10 Федерального закона №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Соответствующее письмо было направлено 30.12.2019 в адрес комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.                 

Это полезный ответ?